Статья выполнена на основе интерпретации универсальных компетенций федеральных образовательных стандартов поколения 3++ по направлениям бакалавриата, магистратуры и специалитета, которые рассматриваются авторами в качестве формализованных в нормативные тексты нарративов, а также проанализированы повествовательные структуры ключевых молодежных форумов России с 2019 года. Цель работы – установить на основе интерпретации нарративов индоктрини-руемых государством через систему высшего образования ориентиры социально-экономического поведения для молодежи, реализуемых как в рамках их трудовой дея-тельности, так и выходящие за границы профессиональной сферы. В результате установлены следующие нарративы: сетевого взаимодействия в социальных и эко-номических практиках; личной ответственности за результат; проектного мышле-ния и организации в профессиональной деятельности; непрерывного формального и неформального образования в профессиональной деятельности; ответственного финансового и экономического поведения; стигматизации коррумпированного пове-дения и исключительного использования современных информационных технологий для решения задач профессиональной деятельности. В ходе интерпретации нарративов образовательных стандартов и проектных сессий молодежных мероприятий установлено, что как формализованные, так и не формализованные повествовательные структуры направлены на укоренение среди молодёжи идей о развитии предпринимательской инициативы, независимо от профессионализации выпускника, координации индивидуальной и социальной ответственности, важности поддержания и развития бриджингового социального капитала. В статье показано, что государ-ство через систему высшего образования и программы молодежной политики транс-лирует для современных студентов и выпускников нарративы экономического и тру-дового поведения, ориентированные на траекторию инновационного и цифрового развития, а также, на снятие противоречий между просоциальными и эгоцентричны-ми стратегиями поведения.